Вилочные погрузчики — это незаменимые помощники в складской логистике, обеспечивающие эффективное перемещение и хранение грузов. Эти машины значительно ускоряют процессы загрузки и разгрузки, а также оптимизируют использование складских площадей. В данной статье мы рассмотрим принцип работы вилочных погрузчиков, их виды и назначение, а также критерии, которые помогут сделать правильный выбор при приобретении или аренде этого оборудования.
Использование
Вилочный погрузчик — один из наиболее популярных видов складской техники, который служит для обработки грузов и внутренней логистики. Такой транспорт эффективно решает широкий спектр складских задач — с его применением осуществляются разгрузка и погрузка фургонов, перемещение грузов и их штабелирование на стеллажах. Благодаря своей многофункциональности вилочные погрузчики задействуются в различных сферах, без этих машин сложно представить себе работу:
- складских помещений;
- производственных площадок;
- строительных объектов;
- транспортных узлов (железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских портов и терминалов);
- логистических и транспортных компаний.
Происхождение
Причиной появления мобильной спецтехники стала нехватка рабочей силы во время Первой мировой войны — вследствие этого были разработаны первые варианты вилочных погрузчиков. Массовая поставка на западные предприятия произошла в 1920-е годы. Спецтехника уже имела двигатель и ручные или электрические тали, подъемные механизмы с гидравликой изобрели чуть позже. Выпуск в Советском Союзе начался в 1948 году.
Устройство и принцип работы
Принцип работы вилочного погрузчика определяется его конструктивными характеристиками. Основной рабочий механизм включает в себя грузоподъемный узел, состоящий из подъемной мачты и каретки с вилами. Он позволяет технике выполнять свою главную функцию — подъем и перемещение грузов различного типа и веса. Рассмотрим ключевые компоненты, которые входят в конструкцию погрузчика.
Мачта
Мачтой называется вертикальная опора, позволяющая перемещать грузы в вертикальной плоскости. Обычно она располагается впереди, чтобы оператор мог ее видеть во время движения. Существует 3 типа конструкции мачты вилочных погрузчиков:
- Duplex — мачта с двумя секциями, имеет стандартный свободный ход;
- Duplex Full Free — мачта с двумя секциями, имеет увеличенный свободный ход;
- Triplex — мачта с тремя секциями.
Мачта может иметь высоту подъема от 2 до 7 метров.
Подъемный цилиндр
Этот механизм помогает перемещать каретку вдоль мачты вверх и вниз посредством гидравлического привода.
Цилиндр наклона
Принципом работы похож на подъемный, его основная функция — управление перемещением мачты под углом к земле.
Каретка
Кареткой называют узел, перемещающийся по мачте погрузчика вверх-вниз. Она состоит из вил, спинки и других элементов, контактирующих с грузом.
Вилы
Из-за этой части конструкции погрузчик и получил свое название. Форма и размер могут быть разными. Назначение вил — удержание паллеты и размещаемого на ней груза.
Решетка
Этот элемент создан для дополнительной опоры груза при перемещении и предотвращения повреждения при возможном контакте с кареткой.
Противовес
С помощью противовеса компенсируется вес груза, который поднимает впереди погрузчик. Чтобы соблюсти примерное равновесие конструкции, противовес размещается сзади и обеспечивает устойчивость как во время покоя, так и при передвижении с грузом. Каждый вилочный погрузчик имеет собственную грузоподъемность, на которую напрямую влияет масса этой детали. Информацию о грузоподъемности содержит инструкция по эксплуатации и табличка, расположенная на самом погрузчике.
Привод
Вилочный погрузчик может приводиться в движение электрическим двигателем, двигателем на дизельном топливе, бензине или газовым двигателем. Расположение двигателя может быть различно, но чаще всего он находится под сиденьем водителя. Газовый баллон обычно размещают с внешней стороны, чтобы его легко можно было заправить.
Шины
Бывают трех- и четырехколесные погрузчики: первые незаменимы в ограниченном пространстве за счет своей маневренности, а четырехколесные считаются более универсальными и грузоподъемными. Шины вилочных погрузчиков имеют особые критерии, ведь они должны выдерживать большой вес не только спецтехники, но и грузов. Также особого внимания требуют дорожные условия — иногда вилочные погрузчики используются на строительных площадках, где на дороге могут встречаться камни и острые предметы.
Шины для погрузчиков делятся на два типа:
- пневматические (камерные) шины — похожи на автомобильные покрышки, считаются универсальными: подходят как закрытых помещений, так и для улицы, по крайней мере выдержат как асфальтовую дорогу, так и грунтовую;
- цельнолитые (сплошные) шины — изготавливаются из целого куска специальной резины, их амортизация немного уступает первому типу, но зато они значительно выносливее пневматических, могут выдержать наезды на острые препятствия.
Колеса
Колеса на вилочных погрузчиках подразделяются на ведущие и ведомые (рулевые):
- ведущее колесо устанавливается под конструкцию с грузом, следовательно, оно должно быть прочным и обеспечивать повышенную грузоподъемность;
- рулевое колесо устанавливается сзади и имеет целью управление спецтехникой, выдерживает меньшую по сравнению с ведущим колесом нагрузку.
Также бывают модели трехопорных погрузчиков, где заднее колесо является одновременно и приводным, и поворотным.
Кабина оператора
В кабине погрузчика размещается оператор, который управляет его работой с помощью педалей газа и тормоза, рулевого колеса, рычагов управления мачтой (либо электронного подлокотника). Так же, как и у полноценного автомобиля, у погрузчика есть панель приборов и стояночный тормоз. Кабины бывают открытые и закрытые — их комплектация зависит от места работы. Если погрузчик работает в отапливаемом помещении, то кабина может быть открытой, если на открытой строительной площадке — закрытая кабина защитит его от ветра и осадков. Часто остекленные кабины комплектуются отопителем и кондиционером.
Как работать на вилочном погрузчике
Перед эксплуатацией спецтехники оператор должен убедиться в ее исправности. Для этого он совершает ряд действий:
- проверяет, достаточно ли масла, гидравлической жидкости;
- удостоверяется в нормальном состоянии шин;
- проверяет место оператора;
- осматривает мачту, вилы.
После визуального осмотра можно совершать запуск двигателя. Для этого устанавливается нейтральная передача, нажимается тормоз и после поворачивается ключ зажигания или нажимается кнопка запуска.
Разновидности вилочных погрузчиков
На рынке представлено большое количество разнообразных типов вилочных погрузчиков. Они различаются:
- кабиной — бывает открытой и закрытой;
- количеством колес — различают трехопорные и четырехопорные модели;
- типом двигателя — работают на электричестве, дизеле или газ-бензине;
- высотой подъема;
- грузоподъемностью.
По каким критериям выбирают погрузчик?
Рассмотрим наиболее важные параметры, которые необходимо принять к сведению при приобретении вилочного погрузчика:
- Тип двигателя. Подбирается с учетом условий, в которых будет эксплуатироваться техника. Погрузчики, функционирующие на дизеле, газе или газ-бензине, больше подходят для работы на улице, в то время как машины с электродвигателем универсальны и используются как в открытых пространствах (некоторые модели), так и в закрытых помещениях.
- Грузоподъемность. Во внимание берутся номинальная грузоподъемность (вес груза, с которым может работать техника) и остаточная грузоподъемность (вес груза, с которым может работать техника при определенной высоте подъема).
- Подъемная высота. Учитывается высота, на которую необходимо поднимать грузы.
- Размеры погрузчика. Чем меньше пространство, в котором будет работать погрузчик, тем компактнее он должен быть.
- Место оператора. Правильно организованное и комфортное рабочее место позволяет увеличить производительность труда оператора.
- Бюджет. Чем дороже техника, тем большим количеством функций она оснащена.
- Доступность обслуживания. Необходимо удостовериться в возможности приобретения запасных частей и наличии квалифицированного персонала для технического сервиса.
Краткие выводы
Вилочный погрузчик — универсальный вид специальной техники, предназначенный для погрузки, разгрузки и штабелирования продукции. Благодаря многофункциональности, высокой скорости и устойчивости вилочные погрузчики востребованы в складских помещениях, логистических центрах и на промышленных предприятиях. Сегодня на рынке представлены специализированные машины для использования на улице, а также универсальные модели, подходящие для эксплуатации в зданиях и в открытых пространствах. При приобретении вилочного погрузчика стоит обратить внимание на грузоподъемность, высоту мачты, тип кабины и двигателя. Правильно подобранный вилочный погрузчик станет незаменимым помощником в оптимизации складских процессов, повышении производительности и снижении трудозатрат при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.